Взаимодействие учителя и родителей в процессе социализации школьника с ограниченными возможностями здоровья

В условиях инклюзивного образования в отношении детей с ОВЗ, которые обучаются совместно с типично развивающимися детьми, намечаются индивидуализированные образовательные цели, соответствующие их особым образовательным потребностям и возможностям; проектируются необходимые условия и поддержка; выстраивается командная стратегия сопровождения ребёнка. Участниками этой команды становятся и родители ребёнка с ОВЗ. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. В инклюзивном образовательном процессе возрастает значимость сотрудничества педагогов, специалистов и родителей в части согласования целей и задач, решаемых ими, приоритетов в процессе развития ребёнка, а в последующем – планирования согласованных действий и методик в работе с ним.

Насколько успешно ребёнок сможет обучаться в массовом учреждении, зависит, в том числе, и от уровня педагогической компетентности родителей; от их активности, от установления конструктивного взаимодействия, сотрудничества между родителями и специалистами образовательных организаций.

Сотрудничество означает такой тип взаимодействия, который направлен на получение результата, в максимально возможной степени удовлетворяющего потребности всех участников взаимодействия. Сегодня наиболее востребованная модель сотрудничества с родителями может быть выражена в виде триады «понимание – поддержка – совместные действия».

В условиях инклюзивного образования родители, педагоги и специалисты призваны стать соавторами в построении перспектив и реализации образовательного маршрута ребёнка. Заинтересованное отношение, субъектная позиция родителей в воспитании «особого ребёнка» и во взаимодействии с педагогами могут быть «выращены» педагогами и специалистами.

Говоря о значимости субъектной позиции родителей при определении и реализации образовательного маршрута ребёнка, можно отметить, что родители  детей с ОВЗ сами являются объектом поддержки и помощи со стороны учителя и специалистов сопровождения.

Психология родителей детей с ОВЗ имеет свои особенности и порождает задачи, как для педагогов, так и для специалистов сопровождения.

Поддержка родителей детей с ОВЗ также связана с их обучением и просвещением в целях формирования знаний об особенностях ребёнка, обусловленных имеющимися нарушениями, формированием умений использовать знания для построения взаимодействия с ребёнком, формированием родительской компетентности.

Довольно часто родители детей с ОВЗ имеют деструктивные родительские позиции, они характеризуются несбалансированностью содержания общения между родителями и детьми. Эти родительские позиции могут быть обусловлены чрезмерным уровнем опеки в воспитании, недостаточностью или чрезмерностью требований-запретов, установками на минимальность санкций, применяемых по отношению к ребёнку в сочетании с воспитательной неуверенностью и тревогой за его жизнь, здоровье и успешность. Таким образом, при «выращивании» позиции «союзника» у родителей детей с ОВЗ одним из ключевых направлений их поддержки выступает исследование и влияние на тип родительского отношения (родительской позиции).

В реальной практике, откликаясь на запрос, связанный с выбором условий и программ обучения и воспитания, специалисты очень тщательно исследуют возможности ребёнка. В то же время педагоги часто затрудняются в понимании внутренних установок родителей по поводу образования их ребёнка, в понимании возможностей разделения ответственности между родителями и образовательным учреждением, в определении готовности родителей прилагать усилия к обеспечению образовательного движения ребёнка.

Для построения перспектив образовательного маршрута ребёнка нужны согласованные действия сотрудников образовательной организации и родителей ребёнка. Важно, чтобы педагоги, специалисты родители объединили свои усилия.

Системообразующая роль в вопросах обучения детей с ОВЗ, создания инклюзивного образовательного пространства в школе отводится профессиональной готовности педагогов и специалистов образовательной организации к работе с такими детьми. В то же время успешность деятельности педагогов и специалистов в обучении и воспитании таких детей во многом связана со способностью и готовностью педагогов взаимодействовать с семьей «особого» ребёнка.

Таким образом, готовность и способность реализовать сотрудничающие стратегии во взаимодействии с родителями, постепенное и последовательное вовлечение родителей детей с ОВЗ в инклюзивный процесс представляется одним из условий успешности образования ребёнка с ОВЗ и одним из ведущих тематических направлений в повышении квалификации педагогов и специалистов.

Заведующий городской

психолого-медико-педагогической

консультацией

Андрейченко Т.А.