Выбор будущей профессии (Рекомендации для родителей)

Выбор профессии — для старшеклассников задача очень сложная и родителям следует помочь в ее решении. Ведь именно родители лучше знают характер, привычки и интересы своего ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор профессии, родителям следует ответить себе на такие вопросы:

  • Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
  • Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его характера?
  • Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
  • Кем хочет стать Ваш ребенок?
  • Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
  • Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?
  • Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?

Отвечая себе на эти вопросы, родители смогут лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

Выбор профессии состоит из нескольких этапов.

1 этап.
Принятие решения о выборе профессии.

На этом этапе важно помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. Для этого можно обратиться к психологу, он проведет соответствующую диагностику и проконсультирует по этим вопросам.

Важно проанализировать с подростком три основных фактора, влияющих на его выбор профессии.

Первый фактор «Хочу». Родителям следует помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.

Второй фактор «Могу». Родителям следует познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

Третий фактор «Надо». Родителям следует обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность. Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта. Продумать вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 Родителям следует рассказать подростку о типичных ошибках при выборе профессии:

  • неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах: помощь в самопознании могут оказать психолог, педагог, родители, специальная литература, информация из интернета;
  • выбор профессии «за компанию»: часто молодой человек или девушка, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья;
  • выбор престижной профессии: в данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность);
  • отождествление учебного предмета с профессией: например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание — журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей;
  • отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится: к примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности;
  • несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии: ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя);
  • устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии: незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии;
  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту.

2 этап.
Выбор учебного заведения.

Следующий шаг — знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

3 этап.
Поступление в учебное заведение.

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов — экзаменационная пора.

Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период? Родителям следует учитывать типичные страхи подростков при выборе профессии и знать, как себя вести при их проявлении.

  1. «Я плохо знаю предмет (физику) и не сдам экзамен». За этим стоит то, что у подростка нет настоящей страсти к профессии, для которой надо учить физику. Физика – препятствие. Человек не готов ради мечты выучить предмет. Или это просто слова «не знаю физику», увертка от родительского требования стать инженером: «Я знаю, чего хочу: буду артисткой».
  2. «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю. В этом случае стоит обратиться к хорошему специалисту по профориентации, школьному психологу. При помощи специальной диагностики он определит склонности и способности подростка. Исходя из этой информации, можно принять решение по выбору будущей профессии.
  3. «А вдруг я не поступлю (в хорошее место) и потеряю год?» Тут следует объяснить, что в случае неудачи – у него будет лишний год, чтобы хорошо подготовиться. Главное адекватно оценивать свои силы и не лениться.
  4. «Как я уеду от родителей?» Родителям необходимо оказать помощь и поддержку в установлении контактов ребенка в другом городе и развивать навыки самостоятельной жизни.
  5. «А вдруг у меня нет таланта?» Создание для ребенка сферы всевозможного развития и разностороннего приложения сил, поможет ему познать себя и определиться со своими склонностями.
  6. «Смогу ли я этим зарабатывать?» Тут следует искать сведения о профессии, смотреть фильмы о них, слушать радиопередачи, смотреть, как работают знакомые специалисты и если доход этой профессии не устраивает, продолжать размышлять, какая профессия подойдет больше.

Филипенко М.И.,
Педагог-психолог, МОУ «Школа №6 города Ясиноватая»