Культура многомиллионной, многонациональной России за многие века стала совокупностью культур разных народов. Самобытная национальная культура не зависит от того, большой это народ, или малый, живёт он в центре европейской части, или в далёкой тундре, имеет он административно-территориальное деление, или нет. Кулинария, народные традиции застолья — неотъемлемая и значительная часть национальной культуры. Кулинарные пристрастия каждого народа складывались веками, обретали силу привычки, формировали основы национальных обычаев.
Сегодня можно купить любую сладость любого народа или приготовить самому.
Петушок на палочке. Традиционная русская сладость
Петушок — символ жизни и плодородия, а «леденцом» его называют, потому что на вид эта конфета такая же прозрачная, как лед. Причем изначально петушок был редкостью: уж больно сложно вырезать из дерева такую форму. В основном для детей делали рыбок, белочек, елочки. И не из сахара, а из меда и патоки.
Сахар был очень дорогой. Только при Петре I, по его высочайшему повелению, в России сахар стал общедоступным, и даже появилась Сахарная палата.
Начало массовому производству петушков на палочке положил Николай Петрович Шишков. В 1829 году этот промышленник открыл свеклосахарный завод в Рязанской губернии и получил массу патентов на свои изобретения. К приезду в 1837 году цесаревича Александра Николаевича в Рязань на заводе в селе Спешнево Николай Шишков изготовил подарки для царственных особ в виде корзин, наполненных леденцами. Леденцовая масса была сделана из сахара и патоки собственного производства с добавлением цветочного меда и залита в формы петушков. Кроме того, леденцы были декорированы тертым какао, привезенным из Санкт-Петербурга. Форма леденцов в виде петушков, хотя и была известна на Руси уже давно, но именно Шишков начал применять ее для карамели на палочке из сахара. Находчивые предприниматели начали раздавать леденцовую карамель на массовых гуляньях «петушки» были в руках у каждого ребёнка. Таким образом, леденцы на палочке стали неотъемлемой частью русской культуры.
Пряники
Русский пряник — это неотъемлемая часть русской национальной культуры, присутствующая во всех сферах жизни: праздник и ярмарки, народные гулянья, быт, фольклор.
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом». Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках с появлением различных заморских пряностей, пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.
Печатный пряник — самый распространенный. Известны еще пряники вырезные и лепные. Изготавливался он с помощью пряничной доски.
Пряничное дело в России становится повсеместным народным промыслом в XVII — XIX веках. Особенно прославились на этом поприще Архангельск, Городец, Вологда, Москва, Тула, Тверь, Вязьма. Причем секреты рецептов хранились в строжайшей тайне, передавались от отца к сыну. Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. В 1887 году на кулинарной выставке во Франции их двухпудовый пряник отметили золотой медалью. А Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы.
Самые известные пряники: Тульский пряник, Вяземский пряник, Архангельские «козули», Городецкий пряник.
Чурчхела
Южные народы очень почитают эту восточную сладость и едят ее просто как конфеты. Без чурчхелы не обходится ни одно застолье на Кавказе.
В традиционном варианте ингредиентами настоящей чурчхелы являются только грецкие орехи и виноградный сок.
Сладкий десерт всегда можно встретить в черноморских курортных городках на местных рынках. Яркие «косички» стали своеобразной достопримечательностью южных районов и не перестают радовать приезжих гурманов. Сегодня этот вкусный и полезный деликатес популярен не только в Грузии, но и в России, в Азербайджане, Армении, Греции, Турции и других странах.
Лаваши
Армянский лаваш – хлеб уникальный во многих отношениях. Рецепт приготовления лаваша, несмотря на свою древность, практически не менялся на протяжении нескольких тысячелетий.
Выпечка хлеба для армян – это целый ритуал с распеванием национальных песен и задушевными разговорами вокруг специальной печи – тонира. Многие века он был основной частью крестьянского жилища. Это глубокая круглая яма в земле, стены которой выложены камнем. Мужчины с раннего утра разжигают печь, чтобы она хорошо прогрелась, женщины в это время работают над тестом из муки, воды и соли. Когда тесто подходит, его делят на части и раскатывают скалкой.
Далее уже открывают тесто, перекидывая из одной руки в другую. Нужно быть осторожным в противном случае нежное тесто может порваться. Достигая нужной длины лаваш нанизывается на специальную овальную доску. И тут начинается самое сложное: нужно успеть прикрепить хлеб к стенкам, чтобы, во-первых, он не свалился вниз, во-вторых, чтобы не обжечься.
Этот пресный хлеб – символ семьи, благополучия, а для нас сегодня – основа многих блюд и прекрасный повод приготовить его дома.
Творческая группа отдела культуры предлагает познакомиться с фотографиями композиции «Традиционные сладости народов России», составленные из экспонатов Ясиноватского музея и коллекций сотрудников.
https://vk.com/wall-105468148_6107?z=album-105468148_287764793