Роль гражданской обороны в сохранении экономики государства

Гражданская оборона является одной из важных государственных функций. От нее зависит безопасность населения, устойчивость функционирования важнейших элементов экономики Республики.

В настоящее время гражданская оборона решает задачи социальной направленности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В целом гражданская оборона сегодня представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения  Главой Донецкой Народной Республики чрезвычайного и (или) военного положения на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне» и Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 5-10 от 09.04.2015 «Об утверждении Положения о гражданской обороне» на гражданскую оборону возлагается выполнение пяти основных задач, сутью которых является защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действии, а также при возникновении чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

В свете последних событий в мире вопрос организации сильной гражданской обороны становится всё более актуальным. С начала 2021 года на Земле уже произошло более 10 вооружённых конфликтов. Наиболее масштабным можно назвать часть Арабо-Израильского конфликта, которой уже дали название «Израильско-Палестинский кризис», имевший место с 6 по 21 мая 2021 года. За время взаимных обстрелов вражеских территорий по официальным данным погибло 244 человека, большая часть из которых мирные жители. При этом, если оценить потери сторон конфликта, то со стороны Израиля погибших было 12, а со стороны Палестины — 232. Количество раненных до сих пор точно не известно, но исчисляется оно сотнями с каждой стороны.

Количество жертв Израильско-палестинского кризиса 2021 года ярко говорят о действующих системах гражданской обороны в участвующих в конфликте государствах, показывают высокий уровень её организации в Израиле (где погибших почти в 20 раз меньше) в сравнении с Палестиной.

Аномальная погода лета 2021 года также стала причиной масштабных чрезвычайных ситуаций. Так, например, обильные осадки вызвали наводнения в странах Европы и Азии, которые привели к значительным разрушениям и даже гибели людей. При этом в Российской Федерации в результате наводнений погибло 2 человека, в Индии не менее 190 человек, в Германии — более 80 человек и сотни людей числятся пропавшими без вести, общее число погибших в Китае превысило 60 человек. Помимо гибели природная стихия привела к значительному материальному ущербу, нанесённому экономике подвергшихся последствиям чрезвычайных ситуаций регионам. В Республике Крым Российской Федерации ущерб от подтоплений после сильных ливней оценивается в 10 миллиардов рублей. Ущерб в Германии, Индии и Китае официальными властями до сих пор не подсчитан. В пострадавших районах Германии один только транспорт, выведенный из строя стихией, оценивается 2,3 миллиарда евро. Немецкие страховые компании оценивают убытки в районах наводнений в 5,5 миллиардов евро. Циклон «Бернд», который стал причиной всего этого, может стать самой «дорогой» катастрофой для Германии за последнюю тысячу лет. В Китае из-за повышения уровня воды не выдержала дамба на водохранилище Гоцзяцзю, в ней образовалась 20-метровая промоина.

В то же время последствия крупных аварий и катастроф различного характера заставили решать вопросы обеспечения устойчивости работы объектов экономики и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Поэтому следует говорить о повышении устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Стоит привести пример затрат на ликвидацию последствий наиболее часто случающихся происшествий — пожаров. Прямой ущерб от пожаров в различных странах мира составляет примерно 1% от валового национального продукта страны, при этом затраты на борьбу с пожарами       в 3-5 раз превосходит потери от пожаров. Это указывает на необходимость,   в первую очередь, проведения превентивных действий, предупреждающих возникновение возгораний, что относится к мероприятиям по гражданской обороны.

Как показывает практика, роль населения в борьбе с последствиями катастроф будь то чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, экономические кризисы или пандемии занимает важное место.     В свою очередь, система гражданской обороны располагает комплексом мер, позволяющим повысить эффективность защиты населения, как главного ресурса экономики. Мероприятия по обучению населения действиям в критических ситуациях, проводимые еще раннем возрасте, позволяют подготовить поколение граждан, способных в будущем быстро и четко принимать решения по обеспечению своей безопасности и безопасности своих близких.

В настоящее время главным условием, обеспечивающим успешное выполнение мероприятий гражданской обороны в Донецкой Народной Республике, является дальнейшее развитие ресурсно-экономической базы. Следует отметить, что сегодня МЧС ДНР проводит активную целенаправленную работу по формированию нового, соответствующего современным реалиям и отвечающего вызовам времени, облика гражданской обороны Донецкой Народной Республики. Новые подходы к развитию системы гражданской обороны учитывают современные военно-политические и социально-экономические условия, направленные на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших и избыточных требований в сфере гражданской обороны.

Важную роль формирования государственной экономики Республики играет организация гражданской обороны на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее — объект экономики), на базе которых планируются и практически реализуются мероприятия по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, первоочередное жизнеобеспечение пострадавших, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление и поддержание общественного порядка.

Соответственно, обеспечение (повышение) устойчивости функционирования объекта экономики заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса организационных, инженерно -технических и других мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от средств поражения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени и создание оптимальных условий для восстановления нарушенного производства и обеспечения его функционирования.

Таким образом, гражданская оборона на современном этапе является важнейшей государственной системой, решающей задачи по обеспечению безопасности государства от угроз и вызовов в первую очередь от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.