Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Актуальность данной проблемы продиктована тем, что всё больше становится подростков «группы риска», которые в силу определённых обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
Под понятием «подростки группы риска» подразумеваются следующие категории детей:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети из асоциальных, неблагополучных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально — экономической и социально — психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлением социальной и психологической дезадаптации.
Причины противоправного поведения несовершеннолетних:
- отрицательный пример родителей, ведущих аморальный образ жизни;
- употребление родителями алкоголя и других психотропных веществ;
- безнадзорность, вызванная занятостью родителей либо безответственным отношением к воспитанию детей;
- низкий уровень воспитательного потенциала семьи;
- неприятия факта развода родителей, конфликт с отчимом;
- плохая организация досуга детей и т.д.
Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте в период с 11 по 15 лет.
Поведение подростков во многом зависит от сложности обстановки, от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное решение.
Подросток должен усвоить не только выгодные ему формы поведения, но и те, которые требуют от него среда, общество, в котором он живёт.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, возникающих в жизни подростков. Ни один проступок ребёнка не должен ускользнуть от внимания взрослых и должен получить словесную оценку.
Факторы, имеющие воспитательное значение:
- ребёнок в первую очередь учится тому, что видит у себя дома;
- принимайте активное участие в жизни семьи;
- находите время поговорить с ребёнком, проявляйте интерес к проблемам ребёнка, вникайте во все сложности, возникающие в его жизни;
- развивайте у ребёнка умения и таланты;
- действуйте без нажима на ребёнка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- имейте представление о различных этапах жизни;
- уважайте право ребёнка на собственное мнение;
- умейте сдерживать себя и относиться к ребёнку, как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относитесь ко всем членам семьи;
- учитесь смотреть на жизнь глазами ребёнка;
- боритесь не с ребёнком, а с проблемой.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить проблемного ребёнка вести правильный образ жизни, если он сам не будет сознательно формировать стиль своего поведения, опираясь на личный пример окружающих его людей, но в первую очередь — родителей.
Отдел по делам семьи и детей администрации г. Ясиноватая