Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что всё больше становится подростков «группы риска», которые в силу определённых обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов. В Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» применяются следующие основные понятия:

  • несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
  • безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
  • антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
  • семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Причины противоправного поведения несовершеннолетних:

  • отрицательный пример родителей, ведущих аморальный образ жизни;
  • употребление родителями алкоголя и других психотропных веществ;
  • безнадзорность, вызванная занятостью родителей либо безответственным отношением к воспитанию детей;
  • низкий уровень воспитательного потенциала семьи;
  • неприятия факта развода родителей, конфликт с отчимом;
  • плохая организация досуга детей и т.д.

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте в период с 11 по 15 лет. Поведение подростков во многом зависит от сложности обстановки, от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное решение. Подросток должен усвоить не только выгодные ему формы поведения, но и те, которые требуют от него среда, общество, в котором он живёт. Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, возникающих в жизни подростков. Ни один проступок ребёнка не должен ускользнуть от внимания взрослых и должен получить словесную оценку.

Факторы, имеющие воспитательное значение:

  • ребёнок в первую очередь учится тому, что видит у себя дома;
  • принимайте активное участие в жизни семьи;
  • находите время поговорить с ребёнком, проявляйте интерес к проблемам ребёнка, вникайте во все сложности, возникающие в его жизни;
  • развивайте у ребёнка умения и таланты;
  • действуйте без нажима на ребёнка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • имейте представление о различных этапах жизни;
  • уважайте право ребёнка на собственное мнение;
  • умейте сдерживать себя и относиться к ребёнку, как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • с уважением относитесь ко всем членам семьи;
  • учитесь смотреть на жизнь глазами ребёнка;
  • боритесь не с ребёнком, а с проблемой.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить проблемного ребёнка вести правильный образ жизни, если он сам не будет сознательно формировать стиль своего поведения, опираясь на личный пример окружающих его людей, но в первую очередь — родителей.

Отдел по делам семьи и детей администрации г. Ясиноватая