Организация и создание условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день для педагогов актуальной является проблема организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Вместе с тем отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников. Это определяется тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом». Поэтому целью образования детей с ОВЗ является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

— начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

— ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

— использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии);

— индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

— обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

— максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общеобразовательным учреждениям необходимо активно работать в направлении обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья независимо от уровня его интеллектуального и физического развития.

Целями работы школы по коррекционно-развивающему направлению являются следующие:

— создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной общеобразовательной программа начального общего образования (АООП НОО) и адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования (АООП ООО);

 — коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;

— социальная адаптация детей с ОВЗ.

Основными направлениями работы по сопровождению детей с ОВЗ в течение года являются:

  1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
  2. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями (законными представителями).
  3. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
  4. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ является комплексной психолого-педагогической поддержкой детей и родителей в решении задач обучения, развития, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.

Реализация программ АООП НОО и АООП ООО дает возможность организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме: планирование – учебный процесс – контроль – анализ – коррекция. Это в свою очередь позволяет оперативно корректировать действия непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Каждый ребёнок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником!

Андрейченко Т.А.

заведующий городской ПМПК