Когда требуется обратиться за консультацией

Статистические данные говорят о том, что детей с проблемами в развитии и поведении с каждым годом становится все больше. Однако далеко не все родители своевременно обращаются за помощью к врачам, педагогам, специалистам, которые помогли бы им найти решение наболевших вопросов. Это происходит потому, что одни родители не видят трудностей у своих детей, другие не хотят их признавать, третьи – оказываются не готовыми их преодолевать по целому ряду причин. Однако, занимая позицию «невмешательства», взрослые теряют драгоценное время, тем самым усугубляя имеющиеся у ребенка трудности и проблемы.

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая консультация, т.е. комиссия, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-невролог и врач-психиатр; иногда и ряд других специалистов – воспитатель, педагог начальных классов).

Основная задача ПМПК – выявить резервные возможности ребёнка и нарушения его развития, а также определить образовательную программу и специальные условия для получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Кроме того ПМПК формирует рекомендации по преодолению или коррекции тех трудностей, которые у него есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, личностном и интеллектуальном  развитии).

Для принятия решения обратиться в ПМПК родители (законные представители) должны знать следующее:

  • специалисты ПМПК действуют и принимают решения в интересах ребенка, сохраняя конфиденциальность всех полученных данных о ребенке, его семье.
  • заключение ПМПК для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. Родители сами принимают решение о реализации рекомендаций и предоставлении заключения ПМПК в образовательную организацию.

Когда же родителям необходимо обращаться в ПМПК?

Может быть, не нужно полностью проходить всю процедуру обследования, а достаточно проконсультировать ребёнка у педагога-психолога, учителя-логопеда или у других специалистов ? Как узнать, есть ли у ребенка какие-либо трудности или проблемы?

Предлагаем некоторые показатели, свидетельствующие о неблагополучии в развитии детей дошкольного возраста:

  • затруднено понимание обращенной речи (не реагирует на собственное имя, не выполняет простейшие просьбы, поручения, задания);
  • отсутствует собственная речь или она непонятна окружающим;
  • наблюдается отказ от выполнения игровых заданий, предложенных взрослым;
  • нарушено взаимодействие с окружающими (не обращается за помощью к взрослым, не задает вопросов, не играет со сверстниками, избегает зрительного контакта);
  • отмечаются особенности поведения (зажимает уши, кричит, плачет, раскачивается, кусает себя, трясет руками и т.д.);
  • ограниченность представлений об окружающем мире (не может показать игрушки, предметы ближайшего окружения, назвать основные цвета, геометрические фигуры, собрать разрезные картинки и т. д. в соответствие с возрастом);
  • нарушено внимание, память (не может достаточное время концентрироваться на какой-либо деятельности, заучить и воспроизвести простые стихи);
  • трудности в развитии общей и мелкой моторики (неустойчивость походки, некоординированность движений и т.д.);

Чтобы понять, есть ли у Вашего ребёнка-школьника, какие-либо проблемы, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • есть ли у ребёнка неуспеваемость по основным предметам в освоении учебной программы?
  • возникает ли у Вас впечатление, что ребёнок плохо учится из-за лени, из-за обычного нежелания заниматься?
  • бывает ли так, что ребёнок часто чувствует себя уставшим, «разбитым», отказывается от выполнения домашних заданий, посещения школы?
  • случаются ли у вас с вашим ребёнком серьёзные конфликты, скандалы, непонимание? Как часто?
  • появляются ли у вас мысли, что ребёнок «не совсем такой, как все» (слишком подвижный, или наоборот, несколько заторможенный; долго думающий, неуверенный, «зажатый»; хуже других учится, плохо говорит; агрессивный и т.п.).
  • слышите ли вы от педагогов, которые занимаются с ребёнком, что у них возникают трудности при его обучении?

Во всех вышеуказанных случаях, а также в иных ситуациях, вызывающих тревогу или беспокойство родителей (законных представителей), мы рекомендуем обратиться в городскую психолого-медико-педагогическую консультацию по телефону 071-305-31-25 (вторник, четверг с14.00-15.00) Заведующий городской ПМПК — Завьялова Лилия Александровна