Эффективная школа – школа устойчивого развития

25 ноября 2021 года прошёл в дистанционном формате муниципальный семинар для директоров по теме «Эффективная школа – школа устойчивого развития. Цель семинара: познакомить с новыми подходами к проектированию главного стратегического управленческого документа – Программы развития общеобразовательной организации, делающей конкретные шаги в своём инновационном развитии.

В обычном восприятии понятие «устойчивое развитие – это когда сохраняем все как есть, а еще немного развиваемся». Применительно к школе это выглядит примерно так: сохраняем как есть «устойчивость традиционной школы» и добавляем новации с компьютерами и прочими «элементами передовых технологий». Если рассматривать это понятие более глубоко, то «устойчивое развитие» – это не принцип сохранения имеющегося и добавления к нему новых достижений. Это принцип отношения к жизни, основанный на открытии возможностей развития для каждого (причем не столько равных возможностей, сколько вариативных, почти индивидуальных). «Устойчивое развитие» запускается движением не «вперед», а «вглубь и вширь» – не консервируя, а радикально преобразуя фундаментальные основы жизненного стиля. При этом резко меняется отношение сообществ к образованию, пространству жизни.         

Что же значит принцип «устойчивого развития» для школы? Это как минимум означает желание стать школой-домом для всех детей и домом, открытым в окружающую местность, согласующим с ее обстоятельствами свои задачи, замыслы и правила.

С видением этого принципа познакомил коллектив МОУ «Школа №4 города Ясиноватая».

Руководителям общеобразовательных учреждений города Ясиноватая были представлены доклад директора МОУ №4 Мазур Е.А. «Эффективная школа – школа устойчивого развития», выступления педагогов по проблеме школы:

  • учителя обществознания Кулинич Я.С. «Нормативно – правовая база как фундамент эффективной школы»;     
  • учителя начальных классов Вишневской И.Л. «Проблема адаптации к новой социальной ситуации развития (к школе)»;
  • учителя начальных классов Бирюковой Т.Н. «Формирование адекватного отношения к отметкам»;
  • учителя начальных классов Евдокимовой Е.А. «Освоение позиции читателя младшего школьника»;
  • учителя начальных классов Бычковой Е.В. «Модель выпускника начальной школы и его готовность к обучению в 5 классе»;
  • учителя английского языка Мальцевой Ю.О. «Устойчивый интерес к обучению – путь эффективному развитию»;
  • учителя математики Шириной Н.В. «Место исследовательской и проектной деятельности в учебном плане»;
  • учителя музыки Андриенко Н.Б. «Внеурочная деятельность как фактор эффективного развития личности»;
  • педагога-психолога Черной Л.В. «Психологическое здоровье неотъемлемая часть образовательного процесса»;
  • педагога-организатора Рудик Ю.В. «Личностно-деятельный подход к воспитанию детей как условие повышения эффективности воспитательного процесса в современном образовательном учреждении»     

Проведенный семинар оказался результативным для всех участников, так как окружающая школу среда достаточно быстро меняется. Преобразованиям подвержены демографическая ситуация, образовательные потребности детей и их родителей, система финансирования образования, приоритеты образовательной политики и многое другое. Успешная школа должна своевременно и адекватно реагировать на внешнее переустройство: изменять содержание образования, вводить дополнительные услуги, курсы, дисциплины и т.д. Однако отклики на вызовы внешней среды не должны быть спонтанными и хаотичными. Необходимо серьезно анализировать тенденции, пытаться их предугадать, спрогнозировать и учитывать при планировании деятельности школы.

Выражаем благодарность директору МОУ «Школа №4 города Ясиноватая» Мазур Е.А. и коллективу школы за организацию и проведение семинара.

Ивасюк Л.Н.
заведующий методическим кабинетом отдела образования администрации города Ясиноватая