6 или почти 8: во сколько лет отдавать ребенка в школу?

Вопросы воспитания, образования и развития

Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в школу — в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год — расскажем в этой статье.

Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года № 323 зачисление в 1 класс осуществляется по достижении детьми возраста 6,6 при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. По заявлению родителей  в школе вправе разрешить прием детей  на обучение в начальные классы в более раннем или более позднем возрасте  с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации, которая дает заключение о готовности ребенка к обучению.

Если же возраст ребенка укладывается в допустимые  рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

Существует понятие «школьная зрелость» — физиологическая и психологическая. Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:

  • уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);
  • самостоятельность — способен ли он без помощи взрослых аккуратно одеться (пригодится после уроков физкультуры), содержать рабочее место в порядке, отпрашиваться и в одиночку ходить в туалет;
  • здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;
  • темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;
  • мотивация— хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример.

Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

  • воспитатели в детском саду — более «взрослых» детей они часто определяют еще в средней группе и, как правило, рекомендуют перевестись в группу постарше минимум за год до выпуска;
  • педагоги подготовительных занятий — «школа будущего первоклассника» — оптимальный вариант, если вы хотите посмотреть, как ваш шестилетка справляется с обучением. По итогам подготовительных занятий с родителями беседует школьный психолог, который помогает принять правильное решение.

Важно!

Для детей дошкольного возраста в МДОУ созданы условия для  развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных умений дошкольников, а также  развития игровой, подвижной и самостоятельной деятельности (в рамках реализации ГОС ДО). И важно пройти все ступени развития личности: младшая, средняя, старшая, подготовительная. 

Предметные знания ведь можно будет еще подтянуть, если есть главное — психологическая и эмоциональная готовность к школе.

Именно этот фактор, а не возраст будущего ученика,  должен оставаться главным.

Городская психолого-медико-педагогической консультация